Суббота, 27.04.2024, 01:22
МБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" Комаричского района
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [8]
Методическая копилка [14]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Практическое занятие с элементами тренинга Тема. Эффективное взаимодействие с детьми.
Цель: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.

Материалы и оборудование: сердечки- 24 шт., ромашки – 2 шт, бабочки – 2 шт., пазлы - 2шт, медали: «Знаток пословиц», «Самая быстрая», «Лучшая команда», карточки овощи: 24 шт., разрезные картинки- 6 шт., ромашка и лепестки ромашки, фломастеры, ручки, карандаши простые, ластики, 3 ватмана, музыкальное сопровождение, картинки с пословицами, короны с надписями.

Ход занятия

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.Вступительное слово психолога
Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Эффективное взаимодействие с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.
Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что
«Мы можем стать умнее тремя путями:
-путем опыта- это самый горький путь,
-путем подражания – это самый легкий путь,
-путем размышления – это самый благородный путь».
Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.
Перейдем к рассмотрению конкретных методов эффективного общения с ними. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.
Нашу работу мы начнем с приветствия.

2.Приветствие «Доброе слово»
Цели:
• настроить всех членов группы на тактичное отношение друг к другу;
• развивать умение слушать и слышать говорящего, обращать внимание на его манеру устанавливать контакт.
Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться.
А сейчас посмотрите на коллегу, сидящего слева, и подумать, о том, какие слова сказать ему. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своей коллеге. Найдите для каждого человека нужные слова. Это будет небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли вы видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым членом группы.
Во время высказываний остальные участники должны внимательно слушать своего коллегу. Тот участник, которому сказали несколько добрых слов, должен поблагодарить.
3.Упражнение «Незаконченное предложение»
Цель - развивать умение самоанализа, осмысление качеств личности детей.
Материалы: Сердечки
Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели!
А сейчас, мысленно представьте детишек своего класса (можете даже закрыть глаза).
Какое нравственное качество больше всего подходит вашим детям? Каждый участник (по кругу) высказывается. Первый начинает со слов: «Мои воспитанники …» Предлагаю найти сердечко с этим качеством и прикрепить его себе, к своему сердцу.
Спасибо.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Мне бы хотелось выделить главные принципы общения с ребенком – ПРИНЯТЬ, ПОНЯТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ.
Психологами доказано, что потребность в признании, внимании - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен. Если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации.
Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.
ПРИНЯТИЕ- безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка - значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
- «Как ребенок узнаёт о том, принимаем мы его или нет?
Ответы педагогов.
- Правильно, он ориентируется на наши интонацию, взгляды, мимику, слова, реакцию на его поступки.
Следующий принцип - ПОНИМАНИЕ
Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанное на понимании.
У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.
В ПОДДЕРЖКЕ ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается.
Поддержка – это процесс, в котором:
- взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,
- помогает ребенку поверить в себя и свои способности,
- помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.
Чтобы показать веру в ребенка, взрослому нужно:
- забыть о прошлых неудачах ребенка,
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
- позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него и в достижение успеха,
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Я предлагаю потренироваться в понимании, принятии и поддержки воспитанника.

4.Упражнение «Подкрепление»
Прошу выйти четырех воспитателей, у которых на спинках стульев ромашки и бабочки. Ромашкам нужно собрать пазлы за 2 мин, кто быстрее. А бабочкам задания в конвертах: 1 бабочка – хвалит, одобряет действия коллеги, дает положительную оценку действиям и личности своей коллеге: использует слова поддержки, радости за успешные действия, хвалит, успокаивает, говорит комплименты; 2 бабочка – дает негативную оценку действий и личности своей коллеги: торопит,
Для остальных, необходимо посмотреть на данную ситуацию и вопрос: Какой способ общения был проиллюстрирован? (приятие)

Обсуждение:
- Какой способ общения был проиллюстрирован? (приятие)
- Что участники чувствовали, когда слышали ту или иную оценку их работы?
- Что могут чувствовать дети, когда их оценивают таким образом?
- Как необходимо оценивать детей в процессе нравственного воспитания для успешной мотивации?

Положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, и уверенность к себе и окружающим.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, т.к. понимал это игра. Ребенку такое кол-во выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении. У воспитанника может сформироваться устойчивое отношение к себе как неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство воспитателя и заключается, в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

5. Упражнение «Пословицы»
А теперь мне хотелось бы узнать, эрудированны ли вы нравственных качествах?
Сейчас я вам буду показывать иллюстрации. А вы должны по иллюстрации назвать должны назвать пословицу (правильно назвавшим вручается медаль).

6. Упражнения «Стили общения»
Участники, получившие медали, выйдите ко мне для выполнения следующего задания. Выберите себе роль.
Воспитатель должен пойти утром в больницу на прием к врачу. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает учителей и детей, не знает особенности класса. Вы зашли утром в класс решить утром какой-то вопрос и уже уходите, так как приближается время приема врача. На пути вас останавливают учитель, коллеги, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.
Ваша задача- решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок (2 мин), используя стили: авторитарный, демократический, либеральный.

Обсуждение:
- Используя, какой, стиль, Вам было проще разрешить ситуации?
- Этот стиль общения характерен для вас?
- Возникают ли в процессе нравственного ситуации, в которых Вам приходится решать множество вопросов в короткий срок?

Раздаю карточки (овощи, транспорт, игрушки). Объединись в три группы по картинкам.

7. Упражнение «Ярлыки»
Каждому надевается корона с надписями. Необходимо каждой группе нарисовать несуществующее животное, но обращаться во время работы нужно так, как написано на «короне».
Понравилось ли вам, когда с вами обращались таким образом?
Снимают короны.
- Чем в реальной жизни могут быть короны
- Как влияет наличие подобных ярлыков на общение
- Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков
- Как ребенок реагирует на ярлык
- Легко ли избавиться от ярлыка
- как это сделать
- давайте посмотрим на наши рисунки.

8. Игра «Разрезные картинки».
Цель: активизировать участников, объединить их в группы по 4 человека.
А теперь выберите одну часть разрезной картинки.
У вас - часть разрезанной картинки. Ваша задача – найти как можно быстрее участников, у которых продолжение вашей картинки.

III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

9.Игра «Паровозики»
Инструкция: «Паровозики» ездят по 4 человека, стоя в затылок друг другу. У второго и третьего, четвертого глаза закрыты - это вагоны. Первый глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять четверкой. Задача паровоза - проехать без аварий. Как только прекращается мелодия движение останавливается, возможность стать главным вагоном предоставляется другому, потом третьему, четвертому участнику.
Вопросы для обсуждения:
 Какие чувства вы испытывали во время этой игры?
 Какая позиция была самой комфортной, что было легче: руководить или когда тобой руководили?
 Смогли ли вы абсолютно довериться ведущему? От чего это зависело?
Идея: У каждого человека есть своя комфортная позиция - вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.

10. Рефлексия. Игра «Ромашка»
Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что… ».

11. Релаксационное упражнение
Закончить нашу встречу я хочу релаксационным упражнением. Мы очень активно потрудились, давайте теперь отдохнем, чтобы с новыми силами идти к детям. Сядьте удобно. Закройте глаза, дыхание становится медленным и ровным. Отбросьте все мысли, слушайте только мои слова:
«Ребенок, которого я воспитываю – человек. Не будущий, а сегодняшний, настоящий. Поэтому он другой, как и все люди. Он также призван к жизни, как и я. Это нас объединяет.
Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я принимаю ребенка, понимаю, терплю, прощаю.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю ребенку учить меня.
Ребенок, которого я воспитываю, верит мне. Поэтому я охраняю его детство.
Я не применяю силу к нему, потому что я его уважаю. За это я уважаю себя и ему благодарна».
Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш тренинг подошел к концу.
Категория: Методическая копилка | Добавил: ЦПМСС (25.04.2015)
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz