Как можно помочь детям при подготовке к ЕГЭ.
Ежегодно выпускники девятых и одиннадцатых классов сдают государственную итоговую аттестацию (ОГЭ и ЕГЭ).
Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких баллов.
Психологическая поддержка- это одно из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Самое главное в ходе подготовки к экзаменам – это снизить напряжение и тревожность ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов. Если вы беспрерывно нервничаете по поводу ЕГЭ и того, как сын или дочь себя проявят, тревога неизбежно передастся и ребенку. Это понизит его адаптивные возможности и сопротивляемость экзаменационному стрессу.
Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто кроме Вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом.
Признаки стресса:
физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна(сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера ( в голове, груди,, животе, шее, спине и т. д.)
эмоциональные: беспокойство, частые слезы, сниженный фон настроения, ночные кошмары, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, нервозность по пустяковым поводам.
поведенческие: ослабление памяти, невозможность сосредоточиться, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой и пр.), пронзительный нервный смех, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, курение.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий 40 минут, 10 минут перерыв. Объясните ему, что отдыхать не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, потанцевать, спеть песню, порисовать. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом итак на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Важно, чтобы дома царило максимальное спокойствие.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить их смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью ит.д. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету ( сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте детям вовремя экзамена обратить внимание на следующее:
1)пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть какого типа задания в нем содержаться, это поможет настроиться на работу;
2)внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
3)если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
4) если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос , есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Независимо от результата экзамена, говорите ему о том, что он самый любимый и что все у него в жизни получится. Вера в успех ,уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации и идти дальше.
Педагог-психолог МБУ «ЦППМиСП»
Комаричского района
С. Л.Лучина |