Главная » Файлы » ОБРАЗОВАНИЕ

Описание образовательных программ
[ Скачать с сервера (47.5 Kb) ] 22.11.2015, 21:57

Образовательные программы

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. М., Просвещение, 2008 г.

Программа предназначена для дошкольников . Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на чёткие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи - нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение.

Во второй части программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе» акцентируется внимание на отклонениях в развитии фонематического восприятия дошкольников и недостатках произносительной стороны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объёмом знаний, умений, навыков, который определён как настоящей программой, так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразовательной школе.

Программа включает такие разделы, как «Формирование произношения», «Формирование элементарных навыков письма и чтения», разработанные с учётом имеющихся у дошкольников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального пропедевтического периода, направленного на воспитание правильного произношения в сочетании с интенсивным формированием речезвукового анализа и синтеза, который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения.

Выделен период формирования элементарных навыков письма и чтения, органически связанный с процессом нормализации звуковой стороны речи во всех её аспектах.

Общая цель коррекционно-развивающей программы - освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороны речи и средствами её выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова.

Структурирование содержания программы осуществлялось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 6-7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях.

Программа «Основы коммуникации» под редакцией Л.М.Шипициной

«Основы коммуникации» — это психолого-педагогический курс развития навыков межличностного взаимодействия и обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста (от 4-7 лет) возраста. Содержание предполагаемых разделов предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, социального взаимодействия. В программе особое внимание уделяется установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми. Стала уже крылатой фраза: «Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само по себе, ему надо научиться. Поэтому девиз программы такой: «Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья ».

Цель программы:

Обеспечение социального здоровья дошкольников, формирование у детей социальных контактов и развитие способности к дальнейшим действиям посредствам обучения их нормам нравственного поведения и способам произвольной регуляции своего поведения .

Задачи программы:

Образовательные:

-обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями, овладение языком эмоций;

-сформировать представления и знания детей о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе и в школе;

-обучить элементарным навыкам конструктивного взаимодействия;

-формировать умения выполнять инструкции, действовать по правилу;

-обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

-обучать некоторым навыкам снятия физического и психического напряжения, способам выражения сочувствия.

Развивающие:

-развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами и другими людьми.

-выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучщему взаимопониманию в процессе общения;

-развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

-развитие дружеских взаимоотношений;

-тренировать способность к самоконтролю, сосредоточению на цели своей деятельности, прогнозированию возможных последствий своих поступков;

-развивать внимание и воображение, речь детей;

-развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать и контролировать свое эмоциональное состояние

-формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения;

Воспитательные:

-формировать ценностное отношение детей к нормам и правилам нравственного поведения;

-формировать позитивную самооценку, навыки самоанализа; -формировать коммуникативные качества детей, потребность и способность к

сотрудничеству, -коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

—формировать внутреннюю позицию школьника.

— воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

Программа ранней профилактики химической зависимости «Навыки жизни» Соловьев А.Л.

Данный курс рассчитан на подростков 9-12 лет. Размер группы обучения является необычайно важным фактором, поэтому, по-возможности, следует придерживаться количества учащихся в размере 8-15.

Опыт показывает, что практически невозможно достичь успеха в профилактике наркомании в том случае, если аудитория не обладает определенными личностными качествами и социальными навыками и ничего не предпринимается для того, чтобы развить их у подростков. В этом случае они остаются закрытыми и глухими к тем идеям, которые пытаются донести до них старшие. Более того, предоставление им информации о неблагоприятных эффектах наркотиков обычно провоцирует появление исследовательского интереса, что может привести к ухудшению ситуации с употреблением наркотиков в данной группе учащихся.

Поэтому неотъемлемой частью любого курса профилактики потребления наркотиков и других психоактивных веществ должны быть занятия, направленные на формирование гармоничной личности. С одной стороны, эти занятия обязательно должны предварять ту часть курса, которая посвящена специальным вопросам. С другой стороны, хотя тренинг личностного роста и обеспечивает некоторую устойчивость подростков по отношению к желанию экспериментировать с наркотиками, его все же недостаточно для того, чтобы существенно снизить таковое. Изучение более узких, специальных тем, относящихся к злоупотреблению психоактивными веществами, просто необходимо.

В то же время важно понимать, что описание собственно свойств и эффектов психоактивных средств, в том числе осложнений немедицинского употребления конкретных наркотиков и других веществ, как правило, имеет обратный профилактический эффект: часто эти сведения провоцируют подростков на эксперименты. Поэтому эти темы следует поднимать только тогда, когда специалист уверен, что у подростков уже сформирована устойчивая и активная антинаркотическая позиция. Ни в коем случае подобные вопросы не должны служить стержнем профилактической работы на первых этапах профилактики.

В данном курсе их обсуждение в общем виде происходит на последних занятиях. В том случае, если подростки достаточно настойчиво будут интересоваться эффектами психоактивных средств, ведущему следует подчеркивать, что, по сути, проблема неблагоприятных психофизиологических последствий приема наркотиков по важности уступает проблеме нарушения социальных отношений и личностного (духовного) роста тех, кто их употребляет.

 

 

Категория: ОБРАЗОВАНИЕ | Добавил: ЦПМСС
Просмотров: 86 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar